Author: Ilham Gasimzadeh

The artistic heritage of one of the giants of world literature, the great poet and thinker Nizami Azerbaijani people Ganjavi was an invaluable contribution to the treasury of world culture.

poem Hamsa (Pyateritsa) Nizami, We have had and still have a huge impact on the development of literature and art of the Middle East peoples. known , that the greatest amount Nazira (imitations) was written (after Shahname Ferdowsi) on motives of Nizami's Khamsa.

Poem Khamsa of Nizami had an enormous beneficial impact on the development of the book arts, miniature painting, various kinds of fine and decorative arts of the Muslim peoples of the East. Almost all the major museums and private collections in London, Paris, New York, Washington, Baku, Istanbul and Tehran stored numerous illustrated manuscripts Khamse Nizami made in 14-17 centuries representatives of different schools of miniature painting.

Nizami's stories became popular also because, flowery metaphors that language, a unique wealth of poetic politrila and elegance of the art form helps the artist to find arts and expressive art form . The poet in his works drew truthful, visual picture of reality, described in detail the hunting scene, battles and fights , feasting and various everyday scenes.

Stories and images Hamsa received a special distribution in the arts and crafts 16-17 ages. On silk and velvet fabrics most often depicted scenes: Majnun in the desert, Khusrau sees Shirin bathing, Leila and Mejnun among animals, etc.. Among the decorative fabrics greatest artistic value are the works of the famous Nakshbendi Giyasov of Yazd, court master of Shah Abbas the First. Among the illuminated manuscripts of poems Nizami , the most interesting and valuable Khamsa (1431 year Hermitage ), manuscript 1490 of the year (Moscow, State Museum of Oriental), manuscript 1494-95 gg. (London, British museum).

Motives Khamsa of Nizami were so popular, that it is reflected even in the distant Indian miniatures.

Nizami's poem consisted of the main heads of Makala(conversations). Each of the twenty interviews completed parable, poetically illustrating the ideological content of the conversation. Many of the heads of Makala very accurately describe the events to the smallest detail.

Of particular interest to me are stories, related to Azerbaijan. Various scenes from Nizami's poems are often portrayed by Azerbaijani artists.

Among the many illustrations of the works of Nizami, I was attracted to different miniatures of Azerbaijani schools and directions, where dogs are represented among the characters. As can be seen from the miniatures , This large Shepherd, with strong jaws and large teeth.

The following shows thumbnails of parable from the proivedeny Nizami:

  1. Parable Jesus ( sprat, 1508g. dorn)

In the tenth conversation poem treasure of secrets states, that visible around only some disadvantages improperly. Thumbnail illustrates the parable of Jesus. Once he sees , a crowd of people gathered around a dead dog. While all find it just disgusting , Jesus praises the whiteness of her teeth. parable: in the, even in the most ugly phenomena must strive to find the, that they have a nice.

2. Parable: Baxram group caʙan (sprat 1636 g. Bukharian, Baku RRF)

While Bahram blithely spent time in entertainment, page okazalasʹ destroyed ego visor. to have fun, Bahram went hunting, which happened to meet an old shepherd, hang your dog. Bahram When asked why he hung it, The old man replied,, that dog right guard flocks of sheep, but once I made friends with a wolf, turned traitor, allowing her to eat the sheep:
Who is the traitor dog's death is not a penalty,
Know, that nobody in the world will not bless.
Bahram took the hint, the wise old man.

In these ancient miniatures actually describes the ancient tradition of breeding shepherds Caucasian Shepherd, when any attempt to harm the sheep from the shepherds immediately prisekat. Dog simply destroyed.

In those days, Shepherds were indispensable helpers, especially farmers and herders. In the villages especially proud of the outstanding dogs, that reliably protect people from predators and enemies;

The following quote from the product line Tohveyi-Sami :

Son of the great polkovodstva and statesman Shah Ismail Khatai, Sam Mirza-in 1550 year in his work lTohveyi-Sami╗ wrote:

One day while hunting Sultan Yacoub (Uncle Shah Ismail, State Aggoyunlu), Paços noticed on the hillside of the Lambs, Protected great sheepdogs and sent one of his myulazimov (approximate) discover, to whom they belong. Going to Habibi (poet and shepherd born in the middle 15 century Goychayskom region of Azerbaijan), myulazim asked, whose these lambs.

Having received no response, He repeated his question again. Between clever and resourceful Habibi myulazimom and there was such a conversation:
Mjulazim : These lambs whose?
Habibi : sheep
Mjulazim : Who is the greatest in your village?
Habibi : Bulls biggest
Mjulazim : I do not ask about it, People who meet?
Habibi: If such a respectful way you would come to our village, He was met by wolfhounds;
Coming from such a furious response, myulazim uttered such words: – You would be cut !
Habibi, ego annoy: chasing horses, your comrades at the sight of these dogs would have gone- He said;
Myulazim this conversation passed padishah. Resourcefulness he relished , because of what it took to raise Habibi. Thanks to his intelligence and talent Habibie became a poet.

Subject sheepdogs guarding a flock of sheep at all well represented in many works of Azerbaijani artists, as the shepherd was considered in Azerbaijan, traditionally engaged in sheep breeding, one of the most relevant human helpers.

This article contains material from the book of Nizami Ganjavi, Hamsa Thumbnails
Publisher Yazici, Azerbaijan 1983

Автор: Ильхам Гасымзаде

Творческое наследие одного из корифеев мировой литературы, великого поэта и мыслителя азербайджанского народа Низами Гянджави явилось бесценным вкладом в сокровищницу мировой культуры.

Поэмы Хамсе (Пятерицы) Низами, оказывали и по сей день оказывают огромное воздействие на развитие литературы и искусства народов Ближнего и Среднего Востока. Известно , что наибольшее количество назире (подражаний) было написано (после Шахнаме Фирдоуси) на мотивы Хамсе Низами.

Поэма Хамсе Низами оказала огромное благотворное воздействие и на развитие книжного исскуства, миниатюрной живописи, различных видов изобразительного и декоративно-прикладного исскуства народов мусульманского Востока. Почти во всех крупных музеях и частных коллекциях мира в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Вашингтоне, Баку, Стамбуле и Тегеране хранятся многочисленные иллюстрированные рукописи Хамсе Низами изготовленные в 14-17 веках представителями различных школ миниатюрной живописи.

Сюжеты Низами стали популярны еще и потому, что цветистая метафоричность языка, неповторимое богатство поэтической политры и отточенность художественной формы помогали художникам в нахождении декоративно выразительной художественной формы . Поэт в своих произведениях рисовал правдивые, наглядные картины окружающей действительности, подробно описывал охотничьи сцены, сражения и поединки , пиршества и различные бытовые сценки.

Сюжеты и образы Хамсе получили особенное распространение в декоративно-прикладном искусстве 16-17 веков. На шелковых и бархатных тканях  особенно часто изображались сюжеты: Меджнун в пустыне,  Хосров видит купающуюся Ширин, Лейли и Меджнун среди зверей и др. Среди этих декоративных тканей наибольшую художественную ценность представляют работы знаменитого накшбенда Гияса из Йезда, придворного мастера шаха Аббаса  Первого. Среди иллюстрированных рукописей поэм Низами , наиболее интересные и ценные Хамсе (1431 год Эрмитаж ), рукопись 1490 года (Москва, Государственный музей народов Востока), рукопись 1494-95 гг. (Лондон, Британский музей).

Мотивы  Хамсе Низами были столь популярны, что нашли свое отражение даже в миниатюрах далекой Индии.

Поэмы Низами состояли из основных глав-макале(бесед). Каждая из двадцати бесед завершается притчей, поэтично иллюстрирующей идейное содержание данной беседы. Многие из глав-макале очень точно описывают события до мельчайших деталей.

Особенный интерес для меня имеют сюжеты, связанные с Азербайджаном. Различные эпизоды из поэм Низами часто изображались азербайджанскими художниками.

Среди многочисленных иллюстраций к произведениям Низами, меня привлекли миниатюры разных азербайджанских школ и направлений, где среди  персонажей изображены собаки. Как видно из миниатюр , это крупные овчарки, с сильными челюстями и крупными зубами.

Ниже показаны миниатюры по притчам из проиведений Низами:

  1. Притча об Иисусе ( Хамсе, 1508г. Дорн)

В десятой беседе поэмы Сокровищница тайн говорится о том, что видеть во всем лишь одни недостатки неправильно. Миниатюра иллюстрирует притчу об Иисусе. Однажды тот видит , как толпа людей собралась вокруг дохлой собаки. В то время как все находят в ней только лишь отвратительное , Иисус восхваляет белизну ее зубов. Смысл притчи: Во всем, даже в самых безобразных явлениях нужно стремиться найти то, что в них есть прекрасного.

2. Притча: Бахрам Гур и чабан (Хамсе 1636 г. Бухара, Баку РРФ)

Пока Бахрам беспечно проводил время в развлечениях, страна оказалась разорена его визирем. Чтобы развлечься, Бахрам поехал на охоту, где случайно встретил старика-чабана, повесившего свою собаку. Когда Бахрам спросил за что он повесил ее, старик  ответил, что пес верно охранял стада овец, но как только сдружился с волчицей, стал предателем, позволив ей поедать овец:
Кто предателя собачьей смертью не казнит,
Знай, того никто на свете не благословит.
Бахрам понял намек мудрого старика.

В этих старинных миниатюрах  фактически описываюся древние традиции в разведения  чабанами кавказких овчарок, когда любые попытки нанести вред овцам со стороны овчарок  мгновенно присекались. Собаку попросту уничтожали.

В те времена овчарки были незаменимыми помошниками, особенно крестьян и чабанов. В деревнях гордились особо выдающимися собаками, которые надежно защищали людей от хищников и врагов;

Ниже привожу строки из произведения Тохвейи-Сами :

Сын великого полководства и государственного деятеля Шаха Исмаила Хатаи,   Сам-Мирза в 1550 году в своем произведении лТохвейи-Сами╗ писал:

Однажды во время охоты Султан Якуб (дядя Шаха Исмаила, государство Аггоюнлу), заметил пасушихся на склоне горы ягнят, охраняемых большими овчарками и послал одного из своих мюлазимов (приближенный) узнать, кому они принадлежат. Подойдя к  Хабиби (поэт и чабан родился в середине 15 века в Гойчайском районе Азербайджана), мюлазим спросил, чьи эти ягнята.

Не получив ответа, он повторил еще раз свой вопрос. Между умным и находчивым  Хабиби и мюлазимом произошла такая беседа:
Мюлазим : Эти ягнята чьи?
Хабиби : Баранов
Мюлазим : Кто самые большие в вашем селе?
Хабиби : Быки самые большие
Мюлазим : Я не об этом  спрашиваю, людей кто встречает?
Хабиби: Если такой почтительный как ты в наше село придет, его встретят волкодавы;
Придя в бешенство от такого ответа, мюлазим произнес такие слова: — Тебя бы разрубить !
Хабиби, его дразня: Гони коня, товарищи твои при виде псов таких ушли бы- сказал;
Мюлазим разговор этот передал падишаху. Находчивость ему пришлась по вкусу , из за чего он взял Хабиби на воспитание. Благодаря своему уму и таланту Хабиби стал поэтом.

Тема овчарок охраняющие стада овец вообще широко представлена во многих произведениях  азербайджанских художников, так как овчарка считалась  в Азербайджане, где традиционно занимались овцеводством,  одним из самых нужных помошников человека.

В статье использованы материалы из книги Низами Гянджави, Хамсе Миниатюры
Издательство Язычи, Азербайджан 1983